пятница, 1 июля 2011 г.

Записки Аристократ


Впечатления от посещения Меджибожа
Детство, меджибожская крепость единственное развлечение мальчишек моего возраста, да и юношей постарше меня. Чем же она для нас была такой привлекательной?. Думаю я сейчас в зрелом возрасте и медитирую, вспоминая о былых годах. В голову приходят негативные поступки, прошедшие перед моими глазами, и запечатлевшиеся в памяти. Остро помню, один из прекраснейших переходов снизу наверх, откуда можно было подняться на самую вершину крепости, называемой Белой Лебеди, в круглую башню с обозрением во все стороны. Отсюда был виден весь Меджибож: это- красавец, высоченный польский костел, с запада. Речка Южный Буг, спускающийся к подножью крепости, с юго-запада. Казацкая Ставница, отгороженная от Меджибожа еще одной рекой Бужок, двумя мостами через нее, и виднеющуюся, с синими куполами православную церковь. На севере, высилась, не доходя до русской школы, еще одна православная церковь, там сегодня растут бурьяны в огороде. Для меня она памятна тем, что меня, старший по возрасту парень, нарочно сбросил в яму с известью возле храма. Случайно проходящий мимо отец, вытянул меня оттуда, и долго гнался за хулиганом, которому удалось, все же убежать от возмездия.. Нашим совместным домом в то время была меджибожская крепость Место постоянных игр, изучения и исследования подземных ходов, порой тянувшихся на 20 и более километров было ежедневным нашим делом. Добыча старых образцов оружия, сабель, наконечников стрел, посуды --было нередкостью в то славное время. Там мы испытывали самодельные пистолеты, выстрелы из которых, не были слышны на поверхности земли. Мальчишеская жизнь делила нас на группировки, часто доказывающие свое превосходство в жестоких драках, между собой, за первенство в местечке. Вместе мы проводили лето, совершая набеги на частные огороды и фруктовые сады, приглянувшиеся кому-то из мальчишек.Острые мальчишеские глаза каждый раз находили новый объект для нападения. Проводилась тщательная разведка, слежка за живущими в доме хозяевами. И мы всегда добивались своего, набивая полными пазухи яблоками, грушами, сливами. В крепости мы, на приобретенную похищенную продукцию, играли в карты. В очко и триньку.Карты рано были использованы нами, как особый азарт в нашей мальчишеской жизни. Правда, вместо денег мы использовали спички, сигареты, фрукты. Юноши постарше играли на деньги. Жестокость видимо у многих накатывала из-за частых проигрышей. Зло мальчишки вымещали на неодушевленных предметах. Бросая вниз на дорогу кирпичи, чем часто пугали случайных прохожих.. Крушили мозаику стен, отбивали штукатурку в залах крепости. Кому-то из них часто, что-то не нравилось в окружающих их среде комнат, проходов, скульптурных барельефах. Некоторые из них целыми группами устанавливали охоту, стрельбу из рогатки на то или иное изображение вельможи, изображённого на стене. Метким выстрелом считалось попадание в лицо изображенного объекта. Последствия увечья портрета и восторг, попавшего в намеченную цель. Коридор, через который требовалось по ступенькам подниматься наверх, кому-то из мальчишек, старше моего возраста, был явно, не по- нраву, кому-то из них мешала стенка, немного треснутая от времени, дождя и суровых зим, с обилием снега, в то время. Кому-то бросалась в глаза величественная двухметровая ваза, украшающая этот переход. Пацаны сговорились, где то достали веревки и, собравшись, группой в 15-20 человек, реализовали план вандализма. На моих глазах не стало былой красоты. Первой была снесена ваза, ее обвязали и с криками раз, два, взяли, совместными усилиями монотонно раскачивали. Длилось это часа 4, пока она зашаталась и упала на балкон крепости. Покатилась ее красота, упав, вниз, и на моих глазах раскололась на несколько частей. Я отвернулся от жалости. Мальчишки жестоко ржали и пританцовывали при этом, совершая общий перекур, угощая один другого сигаретами, «Памир», «Камянец-Подольский». Угостили меня, но я кашлял при попадании дыма в глотку, что вызывало общий смех у ребят. Я только сейчас понимаю, что дети, предоставленные сами себе, часто бывают жестокими и по отношению к животным, и по отношению к культурным ценностям, и к самим себе. Я до сих пор мучаюсь почему, кому-то из озорников хотелось камнем попасть в глаз портрету, созданному большим мастером своего дела, из мозаики, высоко на оконной галерее. И таких портретов знаменитых вельмож, которым когда-то принадлежала крепость, было множество. Сейчас на их месте, красуются красный кирпич, и некоторые фрагменты от бывшего величия. Я видел всю эту красоту и по памяти смогу воспроизвести эти красивые лица, увенчанные коронами, меховыми шапками, шляпами. Почему послевоенные дети крошили все рогатками, сотворенными малокалиберными самодельными пистолетами, алебардами, луками и стрелами, мечами и шпагами?. Мальчишки всегда стремились к рыцарству и войне. Меджибож был житницей военнослужащих и в царское время и в период социализма. Эти строки и воспоминания я пишу под впечатлением посещения крепости, где прошло мое детство. Чувство обиды, что люди не смогут увидеть той красоты, что пришлось увидеть мне, вызывает во мне досаду и неприязнь к тому состоянию, в котором я пребывал тогда, когда юные руки детей варварски всё ломали. Древнее наследие уже никто не сможет восстановить в той красе.. Взрослые были заняты постоянным трудом, местные власти вообще не обращали внимание на историю. Их интересовали отчеты, карьера. Да и сама власть оказалась не меньшим варваром, чем озверевшие от скуки дети. На моих глазах под руководством исполкомовских и партийных работников, два трактора растягивали в противоположных направлениях польский костел. Ими был сброшен вниз, купол крыши, с крестом старинного величественного собора. Стены так и не смогли сломать эти трактора, и они сей день стоят в центре Меджибожа, на холме, как укор, о том, безумном, для культурного наследия, времени. Кстати, польская община в Украине могла бы восстановить этот храм при желании. И я всегда крещусь, проходя мимо старого, полуразрушенного храма, где внутри еще сохранились мраморные полы, наследие прошлого величия католической святыни. Люди, с малолетства разнятся на жестоких, им подражающих и, добрых, жалостливых, не вписывающихся в социум зверств, происходящих на их глазах. Таких не любят сверстники, и им приходится, замыкаться в себе, или доказывать свою силу иным способом. Они интенсивно занимались спортом, учили уроки, чтобы быть на уровне понятий у сверстников. Дрались на шпагах, мечах, кулаках. В играх, не уступая зарвавшимся молодчикам. Толпе мальчишек нравились жестокие лидеры, вожаки и по -своему это было справедливым по отношению к людям. Жизнь не сахар, и требовался опыт, чтобы отделять «котлеты от мух». Опыт, приходит различными путями, от родителей, школы, неприятностей, среди выяснения отношений в социуме, трения с властями и твоего несогласия с рядом законов, уничтожающих лично твое человеческое достоинство. Выравнивание личной свободы, дается изрядными шрамами на теле и невидимыми срывами психики внутри человеческого организма. Многому обучился человек, а вот сохранять свой экологический дом, планету, родное место рождения, не смог постичь, не сумел этого сделать. Вот и карает нас природа сейчас наводнениями, пожарами, высокой радиацией. Что приводит человечество к страшным последствиям,. смерти вида. Хорошо, что коллективный ум смог понять необходимость охраны наследия прошлого и что-то делается в этом направлении.За последние 50 лет в Меджибоже произошли следующие перемены. Выросли в парке деревья. Старые дореволюционные дома разрушились и подверглись всяческому уничтожению. Торговый квартал из 27 магазинов сократился до восьми. Уничтожена православная церковь, из двух ранее действующих, восстановлена одна в Меджибоже близ украинской школы. Уничтожено три школы. Украинская, русская и вечерняя. Русская стоит без окон с прохудившейся крышей, словно бомж, предоставленная всем ветрам, дождям и непогоде. Восстановлена синагога, как память о прошлом. Куда стекаются паломники- хасиды со всего белого света. В настоящее время в Меджибож тянутся паломники, на могилу святого Бешту. Именно, им была раскрыта тайна Каббалы. Печально, что население старинного местечка уменьшилось вчетверо. По переписи 1961 года в Меджибоже проживало после войны 12 тыс человек. Уничтожен районный центр, парикмахерские, ряд административных центров, рынок, куда съедались все окружающие села. Меджибож сократился до неузнаваемости. Там поселилась старость. В воскресенье, туда приходят пожилые люди, пенсионеры, чтобы, что-то продать из своего подсобного хозяйства, или что-то купить. Свежего мяса, курицу, меда, творога, сметаны, например, и каких-то хозяйственных товаров для дома, а так же посудачить о том, кто умер, или просто посплетничать, о ком-то проживающем знакомом всем, из местных мещан. Люди жаловались на малую пенсию, на острую нужду в деньгах. На спившихся мужчин и женщин, перебивающихся воровством, или тем, что им подадут из милости. Рыбаки сетовали, что не стало в Южном Буге рыбы. Товарно-денежные отношения, дикого капитализма, ужесточили людей. Церковь работает только по воскресным дням, да еще, когда потребуется, кого-то отпеть, или в редком случае, крестить народившегося ребенка, привезенного из города. Греко-католическая расположенная и восстановленная в крепости, работает ежедневно, из-за паломничеств туристов, приезжающих осмотреть крепость. Меджибожская крепость получила статус национальной, вошла в сокровищницу мировой культуры, там работает музей, где демонстрируются экспонаты различных культур древности, проживающих на этой территории народов от скифов, сарматов, амазонок, до поляков, украинцев, русских, армян, евреев, и еще сотни других народов. Меджибож ранее в своем величии даже спорил с самим Киевом. Имел свою таможню. Охранявшую торговый путь, из Персии в Европу. Там в то время проживало до 12000 человек. Сегодня, близ Меджибожа, Украинская АН раскопала шельф культурного наследия датируемый учеными 400000 -летним периодом. Был я на раскопках. Люди работают в тяжелых условиях, ими в ручную, раскопаны места поселения людей, найден зуб гиганта медведя, часть бивня мамонта, трипольская культура буквально находится на поверхности, черепки ее иногда вымываются дождем и лежат в высохшей пыли. Кризис человеческой души виден повсюду. Осталась жалость к прошлому, несомненно, связующая нас, местом нашего рождения, родиной, детством и тем бесценным человеческим опытом, выраженном в возможности познания дружбы, любви, культурного наследия, обязательно возвращающегося к нам живым, мудрым, взрослым.
Князь_Цыцак

1 комментарий:

  1. Гроза
    Ночь, лето, дом, гремело и сверкало, как будто
    Ад пришел расправиться со мной.
    Меджибож расчленило, разорвало
    И затопило все неистовым дождем.
    Впервые страх и жаждалось рассвета.
    И крыша словно буден, угрожающе гремит.
    И словно тысячи воителей отпетых
    Пришли отнять, здесь все, разрушить, погубить.
    Жена творит молитву. В сиянье молний
    Скользит ее рука. И Отче наш, в ночной тиши звучит
    В ушах вселился страж ее печали
    Стихия нас пугала каждый миг.
    Гроза за окнами крушила, жгла, ломала
    Горели вдалеке деревья и дома
    И будто бы орда татар, откуда - то напала.
    Пробралась к нам и круг, вода, вода…
    Князь_Цыцак

    ОтветитьУдалить